Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей? Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа? Многие родители предпочитают не водить особого ребенка в школу, другие наоборот считают, что ребенок в массовой школе лучше социализируется. Педагоги нередко могут быть в растерянности и столкнуться впервые с ситуацией обучения ребенка с ОВЗ в обычном классе.
Нормативно-правовые документы регламентирующие образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья
- ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации»
- Приказ МЗ РФ № 436н от 30 июня 2016 г. «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»
- Приказ МОН РФ от 30 августа 2013 г. N 1015
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» - Приказ МОН РФ №1598 от 19.12.14 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ главного государственного санитарного врача РФ N 26 от 10 июля 2015 г. Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Письмо МОН РФ № ВК1788/07 от 11.08.2016 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Письмо МОН РФ № ВК2101/07 от 31.08.2015 «О порядке организации получения образования обучающихся, нуждающихся в длительном лечении»
- Методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в РФ
- Письмо МОН РФ №27/901-6 от 27.03.2000 «О психолого–медико–педагогическом консилиуме (пмпк) образовательного учреждения»
- Информационное письмо об учебниках и методических пособиях для обучающихся с ОВЗ
Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями:
- Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.
- Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК.
- Лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.